2,3,3,3-Тетрафторпропан или ГФО-1234yf, является гидрофторолефином с формулой CH2=CFCF3. Он был предложен для замены R-134a в качестве хладагента в автомобильных кондиционерах.
ГФО-1234yf является первым в новом классе хладагентов веществом, потенциал глобального потепления (ПГП) которого в 335 раз меньше, чем у R-134a (но все еще в 4 раза выше, чем у R-744 – углекислый газ). В атмосфере его парниковый эффект в 400 раз меньше, чем у R-134a. Этот хладагент соответствует европейской директиве 2006/40/EC, вступившей в силу в 2011 году, в соответствии с которой все новые автомобили на новой платформе, предназначенные для продажи в Европе, должны в системе кондиционирования воздуха салона использовать хладагент с GWP (ПГП) ниже 150.
ГФО-1234yf, который имеет GWP 4, рассматривается как наиболее простая замена для R-134a, в настоящее время массово используемого в автомобильных системах кондиционирования воздуха, ПГП которого равен 1430. Это означает, что автопроизводителям не придется вносить существенных изменений в технологию производства и в конструкцию самого транспортного средства для применения в нем нового продукта. ГФО-1234yf на сегодняшний день имеет самую низкую для автопроизводителей стоимость замещения старого хладагента (из существующих в настоящее время альтернативных технологий), хотя начальная стоимость продукта гораздо выше, чем у R134a. Новый хладон в ремонтных мастерских можно использовать таким же образом, как и R-134a, хотя для этого потребуется несколько иное, специально для него предназначенное оборудование. Одной из причин этого является слабая воспламеняемость ГФО-1234yf.
После принятия автопроизводителями концепции перехода на ГФО-1234yf химические компании Honeywell и DuPont совместно построили завод в Китае по производству ГФО-1234yf, запуск которого с отсрочками, но все же был произведен. Некоторые другие производители (в том числе французский химический концерн Аркема) утверждают, что могут производить ГФО-1234yf в промышленных масштабах. Тем не менее, на сегодняшний день только компании Honeywell и (DuPont) являются обладателями зарегистрированного патента на продажу (и производство) ГФО-1234yf во всем Мире.
Мировые автопроизводители уже несколько лет заправляют новые автомобили ГФО-1234yf, и объем их выпуска с каждым годом увеличивается по мере завершения производства моделей на старых платформах.
Хотя продукт классифицируется ограниченно горючим по ASHRAE, несколько лет тестирования SAE показало, что он не воспламеняется в обычных условиях испытания транспортных средств. Кроме того, несколько независимых органов оценки безопасности продуктов в транспортных средствах, пришли к выводу, что использование нового хладона может соответствовать тем же мерам безопасности, что и R-134a.
В атмосфере ГФО-1234yf разлагается на трифторуксусную кислоту, которая слабо фитотоксична, как органические кислоты. Нет данных о механизме разложения хладона в воде. В случае пожара продукт может разлагаться с образованием высоко коррозионных и токсичных веществ.
Технические данные:
Молекулярная масса | 114 гр/моль |
Точка кипения | - 30°С |
Критическая температура | 94,70°С |
Растворимость воды | 198,2 мг/л при темп. 24°С |
Плотность | 1,1 г/см3 при темп. 25°С |
ODP | 0 |
GWP | 1 |
Совместимость с маслами | PAG, POE |