Согласно официальному документу, опубликованному Greener Reefer Transition Alliance , внедрение природных хладагентов, таких как пропан (R290) и CO2 ( R744), в рефрижераторных морских контейнерах, известных как рефрижераторы, представляет собой «решающий шаг» в декарбонизации мировой судоходной отрасли.
В статье « Ускорение перехода к климатическим и экологически чистым рефрижераторам » подчеркивается, что замена ГФУ и ГФО на натуральные альтернативы могла бы «резко сократить» прямые выбросы парниковых газов в отрасли. Это также могло бы избежать рисков для окружающей среды и здоровья человека, связанных с f-газами, многие из которых являются пер- и полифторалкильными веществами (PFAS) и разлагаются до трифторуксусной кислоты (TFA), стойкого загрязнителя.
Помимо сокращения выбросов, пропан обеспечивает сопоставимые с обычными хладагентами характеристики.
«Использование пропана в рефрижераторных контейнерах — это возможность кардинально изменить ситуацию и декарбонизировать сектор», — говорится в статье. «Использование R290 всего в 50% новых рефрижераторов к 2050 году может обеспечить значительную экономию [парниковых газов]».
В отчете также подсчитано, что отрасль может сократить косвенные (связанные с энергопотреблением) выбросы до 20% за счет улучшения изоляции, контроля температуры и логистики, особенно при использовании природных хладагентов.
Белая книга, разработанная совместно с Климатическим центром Кюне и GIZ (Немецкое общество международного сотрудничества), будет представлена в ходе вебинара , который состоится 29 апреля в 9:00 по центральноевропейскому летнему времени.
«Использование пропана в рефрижераторных контейнерах — это революционная возможность для декарбонизации сектора».
Альянс за переход на более экологичные рефрижераторы
Препятствия к принятию
В документе подчеркивается, что несмотря на то, что натуральные хладагенты уже широко используются в супермаркетах, холодильных камерах и на промышленных предприятиях, их внедрение в судоходной отрасли сдерживается рядом технических, нормативных и рыночных проблем.
Преодоление этих барьеров потребует комплексного подхода, объединяющего технологические достижения, международные и национальные политические рамки, программы наращивания потенциала и инновационные финансовые механизмы, добавляется в докладе.
«Используя проверенные технологии из других отраслей, мы можем внести существенные изменения в рефрижераторные перевозки», — говорится в сообщении Greener Reefer Transition Alliance на LinkedIn .
Для поддержки разработки рефрижераторов на основе пропана GIZ объединилась с Thermo King — брендом Trane Technologies, который производит рефрижераторные контейнеры — для разработки контрольной модели . Проект Greener Reefers, срок завершения которого намечен на апрель 2026 года, также направлен на разработку стандартов безопасности, моделирования производительности и валидации для морских рефрижераторных контейнеров на пропане.
Декарбонизация судоходства
В мировом масштабе на судоходство приходится около 3% выбросов парниковых газов, и хотя рефрижераторы составляют всего 15% мирового контейнерного парка, на их долю приходится непропорционально высокая доля выбросов отрасли из-за их зависимости от хладагентов с высоким ПГП и уровня утечек, который может достигать 25%.
Только в 2018 году утечка хладагентов из рефрижераторов привела к выбросам около 3,7 млн тонн CO2.
Учитывая , что спрос на рефрижераторные контейнеры будет расти примерно на 8% в год до 2030 года, а сектор стремится соответствовать международным обязательствам по климату, включая Стратегию ИМО по сокращению выбросов парниковых газов до 2023 года , Кигалийскую поправку и Регламент ЕС по фторсодержащим газам, в отчете подчеркивается, что быстрое внедрение экологически чистых холодильных технологий больше не является необязательной мерой.
«Компании, которые используют натуральные хладагенты и энергоэффективные технологии, возглавят движение к более чистой и конкурентоспособной отрасли», — говорится в статье. «Те, кто колеблется, рискуют остаться позади в быстро меняющемся нормативном и рыночном ландшафте».