В марте этого года стало известно о дате введения контроля за оборотом ГФУ в Российской Федерации. И с 18 апреля таможня остановила оформление импорта, практически всех хладагентов. Без лицензии стало возможным ввозить ГФО и углеводороды, доля которых на рынке страны совершенно невелика.
Столкнулась с новой проблемой и наша компания. Традиционно, на протяжении последних 15 лет мы импортируем хладагенты из США, Европы, Китая. Есть опыт, понимание процесса и ситуации в целом. Пережили запреты и ограничения в связи с озоноразрушающими веществами (ОРВ). Тем ни менее, оказались в ситуации, быстрого выхода из которой не было. И об этом по порядку в тексте ниже.
Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК) №30 от 16.03.2021 г. с 18 апреля 2021 года вводится разрешительный порядок ввоза/вывоза на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза веществ из списка гидрофторуглеродов (ГФУ), утвержденного на международном уровне в рамках Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу, принятой 15 октября 2016. Список этот не длинный – всего 18 веществ, но они входят в состав, практически, всех смесевых хладагентов, применяемых в современных холодильных машинах и кондиционерах. По сложившейся практике среднегодового объема потребления подлежит контролю около 1000 контейнеров с хладагентами.
Ратификация Кигалийской поправки в России произошла в 2020 году, время для подготовки, вроде бы, было. Но, как обычно, Правительству РФ его не хватило, и страна во второй половине апреля столкнулась с коллапсом.
Механизм получения разрешительных документов на импорт ГФУ был согласован в Правительстве только в апреле 2021 года. Его действие основывалось на базе имевшихся на тот момент нормативных актов, регулирующих оборот ОРВ. О ГФУ в документах десятилетней давности детально ничего не было написано, и без импровизации обойтись было невозможно. Тем ни менее, с 19 апреля Росприроднадзор начал принимать заявления на выдачу разрешений для целей импорта ГФУ. Наша компания, в числе первых, 21 апреля подала заявления на получение разрешений на ввоз ГФУ. В этом случае порядок действий регламентировался Приказом Минприроды от 22 ноября 2011 г. N 907. Подача одного заявления сопровождается уплатой пошлины в сумме 160000 руб. Количество заявлений может быть разным и зависит от фантазии импортера, на сегодняшний день официально признанными считаются более ста хладагентов, в составе которых имеются ГФУ. Мы ограничились уплатой пошлин в общей сумме около 1 миллиона рублей.
Приблизительно через месяц после внесения уточнений и изменений в ранее поданные Росприроднадзору документы мы забрали разрешения на лицензии. 25 мая подали заявления в Минпромторг на получение лицензий. Порядок действий в этом случае описан в Приказе Министерства промышленности и торговли РФ от 18 октября 2017 г. № 3624. В итоге наша компания получила заявленные лицензии 21 июня. За выдачу одной лицензии необходимо уплатить пошлину в размере 7500 рублей, сущие пустяки по сравнению с остальными затратами…
Выданные Минпромторгом лицензии автоматически регистрируются в базе данных Федеральной таможенной службы. Их можно видеть в личном кабинете участника ВЭД, но только после обращения к ним сотрудников ФТС.
К этому времени в морских портах стояли уже несколько наших контейнеров с хладагентами. Естественно, при таких сроках ожидания разрешительных документов пришлось заплатить за сверхнормативное хранение грузов в порту и использование контейнеров. Это стоит 3-7 тысяч рублей в сутки. В итоге выпуск таможенных деклараций с хладагентами состоялся в период 24-28 июня. Два контейнера были таможней досмотрены, из одного взяты пробы для химических анализов – часть товара задержана до получения их результатов.
14-17 июля - плановые сроки прибытия контейнеров под разгрузку уже на наш склад. Итого, прошло четыре месяца с решения до его реализации. Три месяца без ввоза ГФУ. За это время цены на хладагенты успели взлететь в 3-4 раза. Теперь можно надеяться на их плавное снижение.
Вот такая короткая история, на самом деле полная приключений и переживаний, но со счастливым концом.
Сколько компаний получили отказ в выдаче разрешений на текущий момент предположить невозможно. Очевидно, что в рамках ограниченной национальной квоты не все желающие смогут воспользоваться своим правом на предпринимательскую деятельность. Механизм распределения квоты на этот год четко не был определен. Есть надежда, что в следующем году заработает новый, и самое главное, понятный алгоритм отбора кандидатов на получение лицензий. Но, как говорится, это не точно.