Ожидания всех участников холодильного рынка в апреле, казалось бы, завершились выходом долгожданного Распоряжения правительства РФ. Не скрою, для меня сроки готовности документов, регламентирующие оборот гидрофторуглеродов в стране, оказались прогнозируемыми.
Вопрос является довольно сложным, требующим многостороннего согласования различными структурами органов власти. С этим и были связаны задержки. По мнению специалистов рынка хладагентов, эти документы задержались на полгода. Для нормальных поставок ГФУ в страну, справедливого ценообразования на них, правила работы должны быть определены до начала подготовки к высокому сезону, который обычно начинается в апреле.
Дополнительными трудностями в этом году стали логистические проблемы в Китае в связи с новым обострением вирусной обстановки в апреле-мае. Ранее мы предполагали, что зимняя Олимпиада в Пекине внесет корректировки в сроки доставки ГФУ. Сейчас еще обостряют обстановку санкционные ограничения.
В результате всех обстоятельств сложно ожидать поступления на рынок нужных ему объемов хладонов ранее середины июня. И это, конечно, ужасно. Ничем не обоснованный дефицит хладагентов поднял цены на них до рекордных значений. Не стесняясь торговцы предлагают контрабандные товары, что указывает на слабые места в государственном устройстве, но в то же время хоть отчасти спасает ситуацию.
Я продолжаю верить в лучшее. Надеюсь, что в следующем году таких провалов в организации лицензирования оборота ГФУ у нас не будет. По крайней мере, Россоюзхолодпром готов оказывать государству и участникам рынка всю требуемую поддержку в рамках своих возможностей и компетенции.
И в связи с наконец-то наступившим периодом контрактных поставок ГФУ хочу остановиться на некоторых деталях регламентирующих их оборот документов.
Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. № 206 определяет основные положения по государственному контролю за веществами, в число которых с прошлого года вошли и ГФУ. Это Постановление пришло на смену существовавшему ранее Постановлению от 24 марта 2014 г. № 228, в котором регламентировался оборот только озоноразрушающих веществ.
Новый документ состоит, как бы, из двух логических частей: в первой речь идет об ОРВ, а во второй — о ГФУ. При прочтении документа обязательно это надо учитывать и помнить, что авторы документа четко разделили понятия озоноразрушающих веществ (ОРВ) и гидрофторуглеродов (ГФУ). И если в тексте речь идет об ОРВ, значит ГФУ это не касается.
Например, в абзаце к) пункта 2 указывается, что «обращение озоноразрушающих веществ допускается только в таре многократного использования». Здесь речь идет исключительно о ХФУ и ГХФУ. Для гидрофторуглеродов (ГФУ) пока изменений на этот счет нет. Но это не означает, что такое решение не будет принято правительством в будущем.
На основании Постановления Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. № 206 и в его исполнение Министр природных ресурсов и экологии 18.3.2022 г. выпустил Приказ № 197, в котором определяется порядок распределения общей национальной квоты ГФУ между производственными предприятиями и импортерами. Документ не идеальный, подвергшийся множественной критике со стороны различных структур. Но на текущий момент — это некий компромисс, где учтены позиции большинства участвующих в процессе сторон и контролирующих их органов.
Надо заметить, что этот приказ регулирует распределение только ГФУ и только на 2022 г. Основные его положения:
Претензий у Россоюзхолодпрома и у меня лично к данному приказу было много. Часть из них была учтена, но большинство лишь принято к сведению.
Последним регламентирующим документом, которого нам не хватало для начала процедуры оформления разрешительных документов, явилось Распоряжение Правительства РФ от 19 апреля 2022 года № 930-р. В нем приведены конкретные количества производства и импорта ГФУ в объеме эквивалента СО2, выделенные производителям и импортерам, круг которых был определен еще в октябре прошлого года.
Распределение национального объема потребления ГФУ происходило, якобы, на основании выше указанного приказа № 197 от 18.3.2022 г. В нем много необъяснимых моментов, которые умом простого труженика не понять. Но по логике чиновников именно при таком распределении квоты стране будет лучше.
И вот после длительного ожидания, организации, указанные в списке Распоряжения, во второй половине апреля получили законную возможность реализовать свои намерения по импорту ГФУ. Для этого им надо собрать пакет необходимых документов и подать его с заявлением в Росприроднадзор, уплатить пошлину и страховку.
Если все будет хорошо, то через 5-25 дней они получат разрешение на импорт ГФУ. С ним уже можно нести следующий пакет документов в Минпромторг, платить очередную пошлину и ждать еще 5-20 дней теперь уже лицензии на импорт ГФУ. Далее потребуется регистрация лицензии в Федеральной таможенной службе и можно начинать таможенное оформление лицензируемых товаров.
Оправдывает ли столь громоздкая процедура лицензирования ГФУ сегодняшние высокие цены на хладагенты? Надеюсь, что со временем порядок действий по получению лицензий всем заинтересованным лицам станет понятней, и цены пойдут вниз. По крайней мере, национальной квоты ГФУ на ближайшие три года стране вполне хватает для обеспечения потребностей всех отраслей промышленности и домохозяйств. И если напряженность будет сохраняться, то исключительно из-за нерациональных действий импортеров и ошибочных решений чиновников.
Автор: Алексей Скоренко (заместитель председателя правления Россоюзхолодпрома, руководитель рабочей группы по хладагентам, директор ООО «Альфа-Холод»).