Зачем Европе понадобился пересмотр Регламента по Ф-газам?
logo-phone +7 499 703-48-20
Пн-Пт, с 8:00 до 18:00
logo_mobile
Альфа
Холод
оборудование и материалы для искусственного холода и климатических установок
logo-phone +7 499 703-48-20
Пн-Пт, с 8:00 до 18:00

Зачем Европе понадобился пересмотр Регламента по Ф-газам?

Зачем Европе понадобился пересмотр Регламента по Ф-газам? Текст для скачивания

1 января 2015 года в Европейском союзе вступил в силу Регламент ЕС №517/2014, устанавливающий график вывода ГФУ из обращения так, чтобы к 2030 году сократить их потребление на 79% в пересчете на тонны CO2-эквивалента. Документом также был предусмотрен введения график запретов на размещение определенных видов оборудования, использующих хладагенты с ПГП, превышающим установленные значения, на рынке.

Благодаря Регламенту выбросы фторсодержащих парниковых газов (Ф-газов) в Европе сократились к 2022 году на 25% по сравнению с пиковым значением – 105 млн тонн CO2-эквивалента – зафиксированным в 2014 году.

Ясный и четкий график запретов размещения на рынке для оборудования на ГФУ позволил производителям заранее выполнить необходимые разработки и организовать выпуск продукции, использующей альтернативные хладагенты. В результате, по данным проведенного компанией Shecco исследования, к 2021 году в супермаркетах Европы было установлено 40 000 транскритических холодильных систем на CO2 и 700 000 единиц холодильного оборудования на углеводородных хладагентах. Количество установок с малой заправкой аммиака составило 2200 единиц.

Несмотря на продемонстрированную эффективность, Регламент ЕС №517/2014 был пересмотрен, его новая редакция, как ожидается, вступит в силу в апреле 2024 года. Зачем же понадобился пересмотр? Ответу на этот вопрос было посвящено выступление Арно Кашля из Генерального директората Еврокомиссии по борьбе с изменением климата (DG CLIMA) на 33-й встрече региональной озоновой сети Европы и Центральной Азии, прошедшей 29 ноября 2023 года в онлайн-формате.

Нерешенные вопросы

У действующего Регламента ЕС по Ф-газам ряд проблем оставался без решения. Таким проблемами, являются, в частности:

  • продолжающиеся выбросы из некоторых видов оборудования и банков ОРВ и ГФУ;
  • стандарты безопасности, не учитывающие новейших изменений международных стандартов IEC 60335-2-89 и IEC 60335-2-40, увеличивающих максимально допустимый объем заправки горючим хладагентом для коммерческого холодильного оборудования и систем кондиционирования воздуха;
  • нехватка специалистов по сервисному обслуживанию, имеющих достаточную квалификацию для работы с оборудованием на безопасных для климата альтернативных хладагентах;
  • продолжающаяся незаконная торговля ГФУ.

История нового Регламента ЕС по Ф-газам

Проект пересмотренного Регламента ЕС по Ф-газам и ОРВ, подготовленный Еврокомиссией, был опубликован 5 апреля 2022 года. Обсуждение, внесение изменений и согласование документа заняли, в общей сложности, почти полтора года.

1 марта 2023 года Комитет Европейского парламента по окружающей среде, здравоохранению и безопасности пищевых продуктов (ENVI) одобрил поправки в первоначальный проект пересмотра, значительно ужесточающие требования Регламента.

30 марта Европейский парламент проголосовал за включение в пересмотренный Регламент практически всех поправок, предложенных ENVI. Затем, после переговоров с Европейским советом, началась фаза так называемого триалога между Европарламентом, Европейским советом и Европейской комиссией, в ходе которого согласовывался окончательный текст нового Регламента по Ф-газам.

Изначально планировалось согласовать текст до июня, что позволило бы новому документу вступить в силу с 1 января 2024 года. Однако триалог продлился все лето и начало осени. Достичь соглашения удалось лишь 5 октября 2023 года. После формального одобрения Европейским парламентом и Европейским советом текст Регламента будет опубликован в официальном журнале ЕС (это произойдет в марте 2024 года) после чего вступит в силу с 1 апреля 2024 года.

Структура нового Регламента

Пересмотренный Регламент по Ф-газам предусматривает меры, которые можно разделить на три больших блока:

  • Сокращение потребления ГФУ
    • Поэтапный вывод ГФУ (система квот)
    • Дополнительные запреты для отдельных видов применения и типов оборудования
  • Сокращение утечек ГФУ
    • Меры по предотвращению выбросов, проверки на наличие утечек, обучение и сертификация технических специалистов, обязательства по извлечению, безопасная утилизация содержащего Ф-газы оборудования по окончании эксплуатации
  • Регулирование и обеспечение исполнения
    • Лицензирование, таможенные правила, мониторинг рынка, маркировка, штрафы, отчетность.

Сокращение потребления ГФУ

Вывод вместо сокращения

Существенным изменением по сравнению как с действующим Регламентом, так и с проектом пересмотра, предложенным Еврокомиссией в 2022 году, стала замена поэтапного сокращения потребления ГФУ их поэтапным выводом.

Новый график сокращения квот на размещение новых ГФУ на рынке ЕС предусматривает прекращение потребления ГФУ после 2050 года. (Напомним, термин «потребление» в данном контексте означает «(производство + импорт) – (экспорт + экологически безопасное уничтожение)»). При этом, по сравнению с проектом Еврокомиссии, окончательный вариант документа дает небольшие послабления на первых этапах сокращения. Так, проект предполагал, что уже с 1 января 2024 года квота будет ограничена величиной 41,7 млн тонн CO2-эквивалента в год, то есть, сократится почти на 50% относительно действующего значения. Согласованный график предполагает сокращение до 42,9 Мт CO2-эквивалента, начиная с 2025 года. Аналогично, максимальная квота на период с 2027 по 2029 годы увеличена с 17,7 Мт CO2-эквивалента до 21,7 Мт CO2-эквивалента в год.

Медицинские дозированные ингаляторы (МДИ)

Впервые ограничения затронут сегмент медицинских дозированных ингаляторов (МДИ). Рыночная квота на ГФУ для их производства вводится с 2025 года. Сокращение пойдет по следующему графику:

  • 2025-2026 годы – «заморозка» текущего уровня потребления
  • 2027-2029 годы – сокращение до 85%
  • Начиная с 2030 – по общему графику.

Ряд производителей объявил о готовности вывести на рынок безопасные для климата модели МДИ уже в 2025 году. Основной альтернативой для них является ГФУ-152a. Его ПГП равен 124, что в десятки раз меньше, чем у ГФУ, применяющихся в МДИ сейчас.

Запреты и ограничения

Запреты и ограничения оправданы там, где уже существуют безопасные и энергоэффективные альтернативы. Например, в ЕС уже нет необходимости в использовании хладагентов R404A (ПГП=3888, запрещен с 2020 года) и R410A (ПГП=2088) в холодильном оборудовании. В большинстве областей применения можно перейти на ГФУ с ПГП меньше 150 или вовсе отказаться от ГФУ в пользу таких альтернатив, как пропан, аммиак, CO2 и других.

Новый Регламент вводит, в частности, следующие ограничения и запреты на размещение оборудования на рынке в зависимости от ПГП используемого хладагента:

Холодильное оборудование

  • Бытовые холодильники и морозильники – запрет Ф-газов с 2025 года
  • Коммерческие холодильники и морозильники – ПГП<150 c 2025 года
  • Прочее автономное холодильное оборудование – ПГП<150 c 2025 года
  • Прочее холодильное оборудование – ПГП<150 c 2030 года
  • Чиллеры малой мощности (≤ 12 кВт) – ПГП<150 c 2027 года, запрет Ф-газов с 2032 года
  • Чиллеры малой мощности (> 12 кВт) – ПГП<750 c 2027 года

Кондиционирование воздуха

  • Автономные кондиционеры воздуха и тепловые насосы малой мощности (≤ 12 кВт) – ПГП<150 c 2027 года, запрет Ф-газов с 2032 года
  • Автономные кондиционеры воздуха и тепловые насосы малой мощности – ПГП<150 c 2027 года для мощностей от 12 до 50 кВт и с 2030 года для мощностей >50 кВт
  • Кондиционеры воздуха и тепловые насосы в виде сплит-систем малой мощности (≤ 12 кВт) – ПГП<150 c 2027-29 годов, запрет Ф-газов с 2035 года
  • Кондиционеры воздуха и тепловые насосы в виде сплит-систем большой мощности (> 12 кВт) – ПГП<150 c 2033 года

Новейшие исследования показывают, что отказ от ГФУ с высоким ПГП в одних только бытовых сплит-системах кондиционирования позволил бы уменьшить величину глобального потепления на 0,1 °С.

Прочие области применения

  • Аэрозоли – запрет Ф-газов с 2030 года
  • Вспененные материалы – запрет Ф-газов с 2033 года
  • Продукты личной гигиены (муссы, пены, спреи) – запрет Ф-газов с 2025 года
  • Средства охлаждения кожи – ПГП<150 с 2025 года. Кроме того, расширен запрет на размещение одноразовых контейнеров, направленный на предотвращение их импорта, последующей продажи, использования или экспорта (пустых и заполненных полностью или частично).

Запрет экспорта

К действующему с 2008 года запрету экспорта озоноразрушающих веществ (ОРВ) новый Регламент добавит запрет на экспорт вспененных материалов, технических аэрозолей, стационарного холодильного и кондиционерного оборудования, содержащих ГФУ с ПГП > 1000 (если в их отношении действует также запрет на импорт).

Кроме того, европейские экспортеры будут обязаны убедиться, что поставка холодильного и кондиционерного оборудования за рубеж не нарушает ограничений на импорт, установленных страной получателем во исполнение требований Монреальского протокола.

С 1 января 2028 года вводится запрет на торговлю со странами, не ратифицировавшими Кигалийскую поправку.

Сокращение утечек

Обучение и сертификация

Новый Регламент расширяет требования к обучению и сертификации, распространяя их на:

  • Альтернативы ГФУ (ГФО и другие подходящие альтернативны, в том числе природные)
  • Аспекты энергоэффективности

Получение сертификата необходимо для выполнения работ по:

  • Монтажу, обслуживанию, ремонту и выводу оборудования из эксплуатации
  • Проверке оборудования на наличие утечек
  • Извлечению и восстановлению хладагента

Область применения требований по сертификации расширена за счет мобильного оборудования (рефрижераторных фургонов, грузовиков и прицепов, железнодорожных вагонов, кондиционеров воздуха легковых и грузовых автомобилей, дорожных машин, поездов, автобусов, трамваев и самолетов).

Уничтожение банков ОРВ и Ф-газов

С 2025 года при реновации, ремонте или сносе старых зданий ОРВ и Ф-газы, содержащиеся в ламинированных досках и вспененных панелях, запрещается выпускать в атмосферу. Эти газы должны безопасно уничтожаться.

Ожидается, что эта мера позволит предотвратить парниковые выбросы в объеме более 180 млн тонн CO2-эквивалента к 2050 году.

Ф-газы – это не только ГФУ

Новый регламент также содержит требования, касающиеся фторсодержащих парниковых газов, не являющихся ГФУ.

Для гексафторида серы (элегаза), SF6, ПГП=25200:

  • Запрет на ввод в эксплуатацию переключателей, содержащих Ф-газы, запрещен с 2026-2032 годов (в зависимости от категории), за исключением случаев, когда такая мера не подходит для объекта и условий применения
  • Обслуживание действующих переключателей с использованием нового SF6 запрещено с 2035 года

Запрещено использование десфлурана (анестетика с ПГП=2590), за исключением случаев, когда это необходимо по медицинским показателям.

Меры по предотвращению выбросов:

  • Умышленный выпуск в атмосферу запрещен
  • Операторы и производители должны принять все надлежащие меры по минимизации утечек
  • Предприятия должны принять все необходимые меры предосторожности для ограничения выпуска больших количеств вещества в процессе производства, хранения, перевозки и перемещения.

Итоги

Ожидается, что соблюдение нового Регламента позволит достичь впечатляющих результатов:

  • К 2050 году будут предотвращены выбросы совокупным объемом приблизительно 500 млн тонн CO2-эквивалента.
  • Затраты на достижение климатической нейтральности в большинстве случаев будут ниже, чем в отраслях, не связанных Ф-газами.
  • Использование более энергоэффективного оборудования обеспечит экономию ресурсов для конечных пользователей.
  • Регламент окажет стимулирующий эффект, в частности, на производителей оборудования и сопутствующую промышленность.
  • Значительно повысится уровень контроля за исполнением Регламента при умеренном повышении административного давления на компании и органы власти.
  • За счет сертификации повысится уровень подготовки работников, занимающихся безопасными для климата технологиями.

www.ozoneprogram.ru


Больше новостей
Итоговая резолюция круглого стола в ТПП РФ и предложения Россоюзхолодпрома по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие ввоз и потребление ГФУ, направлены в Правительство РФ
Итоговая резолюция круглого стола в ТПП РФ и предложения Россоюзхолодпрома по внесению изменений в нормативные акты, регулирующие ввоз и потребление ГФУ, направлены в Правительство РФ
Подробнее >>
ТПП РФ проинформировала региональные отделения о возможности проведения семинаров Россоюзхолодпрома по хладагентам
ТПП РФ проинформировала региональные отделения о возможности проведения семинаров Россоюзхолодпрома по хладагентам
Подробнее >>
Новое техническое руководство BESA описывает передовой опыт в области систем с пропаном
Новое техническое руководство BESA описывает передовой опыт в области систем с пропаном
Подробнее >>
IIAR завершит разработку стандарта безопасности для крупномасштабных систем охлаждения на углеводородах к 2025 году
IIAR завершит разработку стандарта безопасности для крупномасштабных систем охлаждения на углеводородах к 2025 году
Подробнее >>