За первые девять месяцев уходящего года общее число продуктовых магазинов увеличилось лишь на 3,4%.
На российском рынке продуктового ритейла замедлилась динамика ввода новых торговых объектов. За последние три года рост числа новых магазинов стал минимальным. По оценкам 2ГИС, за первые девять месяцев уходящего года общее число продуктовых магазинов увеличилось лишь на 3,4%.
Для сравнения, в прошлом году продуктовые ритейлеры увеличили количество торговых объектов в стране на 19,5%, до 135 тысяч. По данным на 30 сентября 2020 года общее число торговых объектов оценивается в 135 тысяч.
В исследовании отмечается, что быстрее всего росло число магазинов в формате «у дома» – на 2,5%, а также несетевой розницы – до 90,1 тысячи объектов. Супермаркеты продемонстрировали еще более уверенную динамику – их число выросло на 5,2%, до 48,1 тысячи штук. В сегменте гипермаркетов было открыто 43 торговых объекта, а их общее число достигло 1430.
Участники рынка отмечают, что на снижение динамики ввода новых объектов повлияла пандемия. В результате кризиса на рынке многие ритейлеры пересмотрели программу развития и открыли меньше магазинов, чем планировалось. Крупнейший продуктовый ритейлер X5 Retail Group сообщил о росте сети с начала года на 6,4%, до 16 200 магазинов, а «Магнит» – на 2%, до 21 150 магазинов.
Дополнительным фактором, сдерживающим развитие крупных продуктовых ритейлеров, является достижении ими максимально разрешенной доли рынка в ряде регионов. Несмотря на кризис на рынке, аналитики прогнозируют суммарный рост продаж по итогам 2021 года с увеличением доли крупнейших игроков. В 2021 году дальнейший рост продуктового ритейла будет определяться эпидемиологической ситуацией в стране.