Актуальные вопросы по системам хладогентов и маслам для холодильного оборудования - Альфа-Холод
logo-phone +7 499 703-48-20
Пн-Пт, с 8:00 до 18:00
logo_mobile
Альфа
Холод
оборудование и материалы для искусственного холода и климатических установок
logo-phone +7 499 703-48-20
Пн-Пт, с 8:00 до 18:00

Актуальные вопросы по системам хладагентов и маслам для холодильного оборудования

Часто задаваемые вопросы по хладагентам
1. Forane® 409A, SUVA® 409A и Genetron® 409A – это одно и то же?

Forane® 409A, SUVA® 409A и Genetron® 409A являются названиями брендов, используемых для смесей R-409A, производимых соответственно компаниями Аркема, DuPont и Honeywell. Номинальные компоненты смеси одинаковы, и каждый из трех основных американских производителей хладагентов (французский концерн Аркема производит хладагенты в т.ч. и в США) отвечает 700 стандарту чистоты хладагентов Института по кондиционированию воздуха и холодильной технике (ARI). Поэтому каждый из этих продуктов будет одинаково хорошо работать в системе. Также они могут использоваться для дозаправки одного другим в системе. 

Таким же образом Forane® 134a, SUVA® 134a и Genetron® 134a все являются R-134a. Компания «Аркема» рекомендует использовать классификацию ASHRAE (R-№) для идентификации хладагентов.

Forane® является зарегистрированной торговой маркой компании Arkema Inc.
SUVA® является зарегистрированной торговой маркой компании DuPont
Genetron® является зарегистрированной торговой маркой компании Honeywell International

2. Я начал заправлять смесь в виде пара вместо жидкости. Будет ли моя система работать?

Фракционирование смесевого хладагента (расслоение компонентов смеси) может случиться при заправке хладагента из баллона как пара, а не как жидкости. Потенциально это может привести к проблемам, как безопасности, так и эффективности. По этой причине компания «Аркема» рекомендует заправку всех смесей только в жидкой фазе. 

С точки зрения безопасности, смесь класса А1 (бывш. А1/А1) по классификации безопасности ASHRAE (например, Forane® 409A) останется негорючей даже в случае произошедшего фракционирования. 

Эффективность может быть кардинально изменена в зависимости от степени фракционирования. Смесь будет работать надлежащим образом, только если небольшое количество хладагента будет заправлено в систему в виде пара. Эффективность систем, содержащих увеличенный процент смесей заправленных в виде пара, скорее всего, будет изменена вследствие фракционирования заправляемой смеси. Как правило, большая часть компонентов высокого давления будет обнаружена в системе, а меньшая - в баллоне. Проверка под давлением и системы и баллона может показать степень фракционирования. Измерьте давление в баллоне и системе, когда оно достигнет постоянного значения, выровняйте температуру. Система должна быть выключена, а замеры давления должны быть сделаны в месте, где присутствуют и жидкость и пар. Если давление и баллона и системы близки к показателю, указанному в термодинамической таблице, влияние степени фракционирования будет незначительным. Значительная разница в давлении может указывать на высокий уровень фракционирования, что способно повлиять на эффективность.

Также важно отметить, что если все содержимое баллона со смесевым хладагентом заправлено в систему за один раз в виде пара, то это будет иметь такой же эффект, как и заправка жидкостью. Надо отметить, что некоторые смесевые хладагенты (зеотропы) больше подвержены фракционированию, чем другие. Например, фракционирование Forane® 409A (зеотропная смесь) более выражено, чем Forane® 410A (квазиазеотропная смесь) или с Forane® 507A (азеотроп).

3. Является ли R-134a смесью и как его необходимо заправлять?

R-134a является однокомпонентным (чистым) хладагентом. Для определения того, является ли хладагент смесью, необходимо обратиться к классификации ASHRAE (Американское общество инженеров по отоплению, холодильной технике и кондиционированию воздуха). Смесевые серии хладагентов имеют обозначение R-400 и 500 (R-410A, R-500, R-507A, R-502, R-404A). Любая другая классификация ASHRAE обозначает однокомпонентные хладагенты (R-12, R-22, R-23, R-123 и т.д.). Однокомпонентные хладагенты могут заправляться в любой фазе, тогда как смесевые хладагенты должны заправляться только в жидкой фазе. Важно отметить, что не все хладагенты имеют маркировку ASHRAE, и многие производители используют различные системы нумерации своей продукции.

4. Почему необходимо слить минеральное масло при переходе с ХФУ на ГФУ?

Минеральное масло не смешивается с ГФУ-хладагентами. По этой причине необходимо исключить его попадание в систему снова после предварительного удаления. Как только минеральное масло попадает в систему, оно, как правило, перетекает в самую холодную точку системы. Обычно такими местами являются окончание испарителя и пространство за дросселирующим устройством. Со временем это масло может снизить холодопроизводительность испарителя, а также заблокировать дросселирующее устройство.

5. Когда надо использовать ГФУ, а когда ГХФУ?

При установке нового оборудования необходимо использовать ГФУ. Большинство заводов в настоящее время производят новое оборудование, содержащее ГФУ. ГХФУ в первую очередь должны использоваться при реторфите существующих ХФУ систем. Многие ГХФУ обладают хорошей смешиваемостью с минеральными маслами, и по этой причине часто используются для ретрофита ХФУ без смены масла. ГХФУ, как правило, облегчают процесс ретрофита, и в ряде случаев могут улучшить эффективность системы.

6. В чем заключается разница между азеотропами и зеотропами?

Азеотроп (500 серии) - смесевой хладагент, который не может быть выделен посредством дистилляции при особой температуре и давлении. Эти хладагенты не обладают измеряемым глайдом, вследствие чего фракционирование, как правило, не представляет угрозы. Образцы азеотропных хладагентов включают в себя R-500, R-502 и R-507A. Зеотропы (400 серии) являются смесевыми хладагентами, обладающими глайдом, могут делиться на фракции. Пример зеотропов - Forane® 408A и Forane® 409A. Некоторые из зеотропов относятся к квазиазеотропным смесям. Это смесевые хладагенты 400 серий, которые, как правило, обладают незначительным глайдом. Forane® 410A является примером квазиазеотропного хладагаента.

7. Почему необходимо заправлять смесевые хладагенты в жидкостной фазе?

Смесевые хладагенты - это композиция различных холодильных компонентов. В связи с этим, если их заправлять в виде пара, то хладагент с наиболее высоким давлением пара будет попадать в систему в большей пропорции, чем прочий (-е) компонент (-ы). Заправка в виде жидкости - единственная возможность гарантировать, что она осуществляется смесью предусмотренного (оптимального) состава.

8. Будет ли разработан «идеальный» drop-in?

Вероятнее всего нет. Идеальный drop-in должен быть хладагентом, который заменил бы существующий продукт и не выявил бы разницы в эффективности или эксплуатации, и не требовал бы изменения оборудования. Хладагенты, которые в настоящее время представлены на рынке, являются, скорее всего, продуктами, которые будут использоваться для удовлетворения большинства потребностей конечных потребителей при ретрофите.

9. Почему существует такое большое количество смесевых хладагентов?

Когда было ограничено использование ХФУ, многие производители разработали свои собственные заменители, чтобы удовлетворить потребности индустрии кондиционирования и охлаждения. Каждая из этих смесей отличается от других по составу и по эффективности. Конечные потребители должны сами изучить, какая из смесей является наиболее безопасным, простым и наиболее экономичным хладагентом для ретрофита.

Часто задаваемые вопросы по маслам
1. Как можно определить количество примесей в масле после произведенной его замены?

Наборы для анализа масла есть у большинства продавцов и дистрибьюторов. Эти наборы используют химическую реакцию для измерения уровня чистоты масла. Также рефрактометры могут использоваться в этих целях. Такие электронные устройства измеряют рассеивание света через различные масла для определения их относительной концентрации.

2. Могу ли я добавить небольшое количество углеводорода в систему для улучшения возврата масла?

Хотя некоторые смесевые хладагенты используют небольшое количество углеводородов для обеспечения возврата масла (например, R-406a), самостоятельное смешивание хладагентов является неприемлемой практикой. Контроль горючести хладагента является сложной наукой, и даже небольшое количество углеводорода может сделать смесь воспламеняемой. Углеводороды уменьшают вязкость масла. Это также снижает смазывающую способность масла, что потенциально может повредить компрессор. При этом небольшое количество углеводорода в смесевом хладагенте не обеспечивает надлежащий возврат масла. И наконец, углеводороды являются легко воспламеняющимися газами и поэтому требуют особых мер предосторожности при работе с ними.

3. Могу ли я использовать масло PAG вместо РОЕ?

Полиалкиленгликолевые масла используются в автомобильных кондиционерах, и обычно не рекомендуются в качестве заменителей РОЕ масел. Опыт показал, что PAG, используемые в системах с полугерметичными/герметичными компрессорами, иногда разрушают изоляцию обмоток электродвигателя, вызывая выход из строя компрессора. Это не является проблемой в автомобильных кондиционерах, так как данные системы используют компрессоры с внешним (ременным) приводом, что исключает эту проблему как таковую.

4. Будет ли масло РОЕ работать с ХФУ и ГХФУ?

Полиэфирные масла обычно смешиваются с хладагентами на основе ХФУ, ГХФУ и ГФУ, и таким образом обеспечивается необходимый возврат масла с любым из этих продуктов. Известны некоторые проблемы совместимости РОЕ и эластомерами в старых системах, поэтому проконсультируйтесь с вашим производителем масла.

5. Могу ли я при ретрофите избежать замены на алкилбензольное (АВ) или полиолэфирное (РОЕ) масло, используя минеральное масло (МО) с более низкой вязкостью?

Уменьшение вязкости масла (например, со 136 до 127) для обеспечения возврата масла при осуществлении ретрофита хладагента не рекомендуется. Хотя снижение вязкости масла может улучшить его движение по всей системе, это также сокращает способность масла надлежащим образом смазывать компрессор. Это может отрицательно повлиять на долговечность компрессора. Кроме того, снижение вязкости масла может увеличить количество свободного масла, циркулирующего в системе. Даже небольшое увеличение количества циркулирующего масла может снизить эффективность системы. Лучшим способом обеспечить надлежащий возврат масла при осуществлении ретрофита является использование соответствующей, смешиваемой комбинации холодильного масла. Новое масло должно обладать таким же уровнем вязкости, что и продукт, который оно заменяет.